История шампанского
Символ французского образа жизни, шампанское – волшебный напиток. Золото и серебро на этикетках, солнечный цвет, поднимающийся фейерверк пузырьков в длинном бокале – все это завораживает. Его живость заразительна, оно украшает существование. Связанный с общественными и семейными знаменательными датами, этот праздничный напиток сопровождает во всём мире удовольствие, успех, достижение. Но, прежде всего, это – великое вино. Его производят во Франции, и только в одной её провинции – Шампани и, вот уже на протяжении трёх столетий.
Своим рождением шампанское обязано открытию явления природы, полученного в результате развития техники виноделия. В самом конце XVII века была открыта способность белых вин Шампани, давать пену при розливе в бутылки, практика, которая в те времена становилась повсюду всё более привычной, тогда как раньше вина хранили и перевозили в бочках. Так родилось шампанское.
В XVII веке оно становится вином королевского двора и аристократии, сначала во Франции, а затем очень быстро в Пруссии, Англии, России. Король Пруссии Фридрих II поручает Академии наук изучить свойства этого вина. Писатели используют его образ в своих произведениях. Так Дидро описывает счастливое действие шампанского в истории "Жак фаталист и его хозяин", а для Вольтера: "Из этого прохладного вина с искрящейся пеной рождается блестящий образ Франции"
В XIX веке происходит настоящая экспансия шампанского во всём мире, на которой негоцианты Шампани строят своё процветание, продавая его в самые отдалённые уголки земного шара, несмотря на войны и трудности транспортировки. Ежегодные поставки шампанского, составляющие 300 000 бутылок в конце века, возрастают к 1914 г. до 30 миллионов бутылок, две трети из которых закупается иностранными государствами.
Шампанское неразрывно связано с блеском и роскошью II Империи. В 1900-х оно становится незаменимым на празднествах Прекрасной Эпохи, храмом которой, стал ресторан Максим в Париже. А на Ривьере веселящийся богач Елисеев дает обед, украшением которого является лебедь изо льда, начинённый целой горой чёрной икры и плавающий в озере шампанского. Король Англии Эдуард IV присутствует на бегах, за ним неотступно следует слуга, "Бой", зовет он поминутно, и тот подливает ему шампанского. С тех пор в Англии игристое вино называется "Бой ". Теофиль Готье пишет, что в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге "царь, обходя гостей, подносил к губам бокал с шампанским".
Писатели были всегда верны шампанскому, например, Байрон в "Дон Жуане" и Гёте в "Вильгельме Мейстере". Шампанское течет рекой в произведениях русских писателей и поэтов – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Толстой и Чехов – все отдали ему дань. Не остались в стороне и французские классики. Ламантин упоминает о нём в своей переписке, Виньи в "Бутылке в море" пишет, что в пене шампанского "сверкает всплеск счастья", Шатобриан иронизирует в "Ла Нашез" о том, что герцог д’Омаль, сын короля Луи-Филиппа "начал пить шампанское раньше молока своей кормилицы".
На закате Прекрасной Эпохи для шампанского приходит роковой час. Микроскопическая тля, филлоксера полностью погубила виноградники. Их следовало восстанавливать на основе других сортов, способных сопротивляться этому бедствию. Затем последовала война 1914 г., экономические кризисы, мировой конфликт. Наконец, в 1955 г. производство шампанского испытывает удивительный подъём. Ежегодные поставки в конце 20 столетия достигают 260 миллиона бутылок, две трети из которых продаётся во Франции и одна треть – за рубежом.
Источник: http://www.shampanskoe.org