Ищите фотографии по запаху
Вот необычный способ, как ориентироваться среди непрерывно растущего числа файлов на вашем компьютере, – используйте обоняние, пишет журнал New Scientist.
Группа ученых из университета Глазго в Шотландии, Великобритания, во главе со Стивеном Брюстером создала программное и аппаратное обеспечение, позволяющее присвоить группе изображений определенный запах: это может быть аромат свежескошенной травы или запах шоколада. Затем система под названием Olfoto позволяет пользователям сортировать изображения в коллекции, опираясь на собственное обоняние.
Брюстер и его коллеги испытали способности добровольцев использовать поиск цифровых фотографий по запаху. Сначала каждый из пользователей присваивал различным изображениям запахи, а затем пытался обнаружить определенный снимок, выбирая его аромат.
Исследователи пытались определить, насколько удобно испытуемым окажется искать изображения по запаху по сравнению с поиском по определенным текстовым тэгам. Хотя сортировка по запаху оказалась гораздо медленней, результаты все же впечатляют, рассказывает Брюстер.
«Не идеально, но люди на это способны, – рассказал он.- Это удивительно и заслуживает более широкого применения».
В своих экспериментах исследователи использовали набор капсул в форме кубиков, каждый из которых в случае активации электроникой испускает определенный аромат, опознаваемый устройством радиочастотного определения. При появлении на экране изображения пользователь может пометить его определенным запахом, поднеся соответствующий кубик к беспроводному считывателю.
Способность осуществлять поиск по запаху не удивительна, говорит Брюстер, если учесть, что запахи способны пробуждать яркие воспоминания. «Обоняние обладает интересными возможностями в том, что касается пробуждения воспоминаний, – поясняет он. – А если у вас на компьютере скопилось 10 тыс изображений за 10 лет, то как найти среди них нужные?»
При исследовании использовались самые различные запахи: от аромата цветов и травы до запаха «потных ног» и характерного духа скотного двора.
Брюстер отмечает, что большинство людей способно различать тысячи разных ароматов, и полагает, что в ходе тренировок можно развить умение искать по запаху. Однако, по его словам, серьезной проблемой остается создание узнаваемых запахов и их эффективное воспроизведение. «Невозможно просто взять и создать запах, – поясняет он. – Сейчас мы работаем над набором ароматов, наиболее подходящих для наших целей».
Исследователи также обнаружили, что запахи, содержащиеся в кубиках, немного менялись по ходу эксперимента.
Стивен Бойд-Девис, специалист по взаимодействию человека с компьютером в университете графства Мидлсекс в Великобритании, говорит, что это исследование кажется странным, но имеет перспективы. «Это интересная и слабоизученная область, – прокомментировал он. – Определенно, запахи оказывают влияние на человека».
Бойд-Девис согласен, что создание и воспроизведение запахов представляет сложность. Он также говорит, что в ходе исследования по программе Olfoto не удалось установить разницу между запахами, которые просто привлекают внимание человека, и теми, которые позволяют опознать конкретное явление.
Брюстер также признает, что это рискованная идея и что некоторыми она будет воспринята как дурачество. Тем не менее, он планирует продолжить исследования, связанные с обонянием. Он работает над новым проектом, касающимся ароматов, детали которого пока не раскрываются.
InoPressa