Лекарство от разочарования
Неизвестно, чего именно намеревались добиться Эхуд Ольмерт и Амир Перец, начиная войну в Ливане, но что им на самом деле удалось, так это заставить каждого третьего русскоязычного израильтянина задуматься об отъезде из страны. Эта война еще долго будет предметом ожесточенных споров в «русских» компаниях (коренные израильтяне восприняли все более спокойно, видимо, после 1973 года у них выработался некий иммунитет на потрясения такого рода), поэтому и опросы, которые проводит портал ISRAland, имеют отношение к этой бесславной кампании. На этот раз тема звучала следующим образом: «Ливанская война и связанные с нею события заставили вас…» Как обычно, после многоточия следовали несколько вариантов ответов. Самым востребованным оказался вот этот: «… задуматься о переезде в другую страну», его выбрали 1 786 респондентов или 32.07%, а всего в нынешнем опросе приняли участие 5 569 человек.
Собственно говоря, ничего страшного в том, что уехать хочет каждый третий, нет. Во-первых, хотеть – не значит уехать, даже возвращение в страну исхода предполагает определенные колебания, сложности и проблемы, которые многократно возрастают, если собираешься двигаться дальше, в третье по счету государство. Во-вторых, даже по официальным данным, из каждой волны алии уезжало минимум 10%, «наших» по тем же сведениям уехало 7.5%, так что налицо явный недобор. Неофициально, видимо, дело обстоит несколько по-другому, но об этом можно только догадываться.
В любом случае, при такой формулировке ответа – «задуматься», особо переживать не стоит, хотя если бы все эти 32% действительно уехали, для страны это обозначало бы нешуточную катастрофу, по меньшей мере, экономическую. Но вот сопоставление двух ответов заставляет насторожиться: вариант «… действовать, чтобы добиться перемен» выбрали 1 138 респондентов или 20.43% и вот это - действительно плохой знак.
Когда один из пяти участников голосования верит, что чего-то можно добиться, а каждый третий считает, что «ловить тут нечего» и лучше всего поискать счастья в других краях – это оценка, выставленная, прежде всего, политическому руководству страны, поскольку все остальные воленс-ноленс исполняют ее указания. И оценка эта в советской пятибалльной системе выглядит как «неудовлетворительно» или попросту «двойка». Это итог всех выборов, в которых репатрианты из бывшего СССР участвовали, начиная с 1992 года, это реакция на сделки, заключаемые политиками перед выборами и после избрания, это оценка их талантов и личных качеств – как уже сказано, очень и очень невысокая.
Какими бы добродетелями не отличался «просто» израильтянин, брошенный правительством в обстреливаемой Кирьят-Шмоне, какое бы мужество не демонстрировали солдаты ЦАХАЛа, штурмующие Бинт-Джбель, все это меркнет на фоне людей, распоряжающихся их (и нашей) судьбой. И не удивительно, что во второй паре ответов «негатив» тоже оказался более востребованным: если вариант «… еще больше полюбить Израиль» выбрали 778 человек или 13.97%, то «… разочароваться в Израиле» - 1 219 или 21.88%.
Разочарование – ключевое слово, очень важное для понимания происходящего. Может быть, мы распрощались с последними иллюзиями, которые еще оставались после 10, а то и 15 лет жизни в стране. Казалось, что армия неподвластна тому тотальному непрофессионализму и безответственности, который присутствует во всех остальных сферах израильской жизни. Выяснилось, что подвластна. Но даже там, где солдаты демонстрировали превосходную выучку, политики, озабоченные чем угодно, кроме победы, проваливали дело. И это оказалось потрясением, по крайней мере, для большинства из нас – только 648 человек или 11.63%, отвечая на вопрос, как повлияли на них события, связанные с войной выбрали ответ «… никак на вас не повлияли». Может быть, это те, кто застали 1973 год. Или те, кто изначально не строил никаких иллюзий – видимо, такое тоже бывает.